Лидеры книжной отрасли подвели итоги работы в период пандемии

0
76
BARCELONA, SPAIN - APRIL 21: A worker at Laie Pau Claris bookstore-coffee shop located at Pau Claris street, places books and materials on the shelves of the premise that remains closed to the public due to the Covid-19 crisis, but remain open for workers to provide online services to customers who wish to obtain books, as Catalonia celebrates Sant Jordi Day and the impossibility of being able to open these premises on April 21, 2020 in Barcelona, Spain. (Photo by David Zorrakino/ Europa Press via Getty Images)

Ситуацию на книжном рынке, сложившуюся по результатам первого полугодия 2020 года, и перспективы развития отрасли обсудили участники традиционной конференции «Книжный рынок России – 2020». Группа компаний «Просвещение» поделилась итогами в сфере учебной литературы и образования.

Конференция состоялась 2 сентября в рамках 33-й Московской международной книжной ярмарки, ее организаторы – Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз.

Открывая конференцию, заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев отметил, что индустрия книгоиздания одной из первых пострадала в ходе пандемии коронавируса. Однако ряд книгоиздателей во всем мире проявили социальную ответственность, открыв бесплатный доступ к электронным версиям своих изданий и обучающих материалов. «Хорошие книги и хорошие авторы помогли преодолеть первую волну пандемии», – заявил Владимир Григорьев.

Как считает Надежда Михайлова, генеральный директор Московского дома книги, онлайн-канал продаж не заменит традиционные книжные магазины, поскольку за прошедший период книга так и не стала значимой частью жизни россиян, товаром первой необходимости. Сергей Анурьев, генеральный директор компании «ЛитРес», прогнозирует рост рынка электронных книг на 21% по итогам этого года, но это меньше, чем в прошлом или позапрошлом году.

Генеральный директор издательства «Просвещение», которое в этом году отмечает свое 90-летие, Дмитрий Климишин отметил, что хотя учебная литература – часть книжной индустрии, для развития ее рынка характерны другие тенденции.

«Мы все увидели, что основным трендом станет сочетание дистанционного и очного формата – смешанное обучение, – считает Дмитрий Климишин. – Физическое присутствие учеников в школе будет дополняться цифровыми инструментами, не заменяя очное образование, а расширяя возможности взаимодействия учителей и учеников. Поэтому мы в ближайшем будущем сосредоточимся на создании и развитии образовательных ресурсов – дополнительных цифровых и интерактивных материалов – в дополнение к уже традиционным продуктам».

В период пандемии «Просвещение» обеспечило бесплатный доступ к своим цифровым ресурсам и электронным формам учебников на платформах, в частности, «Медиатеке». Также были запущены образовательный телепроект и цифровая платформа «Моя школа в online» с бесплатным доступом к материалам для самостоятельного обучения школьников 1–11-х классов на дому. Важно, что все материалы были разработаны на базе учебников, входящих в федеральный перечень, и соответствуют общеобразовательной программе.

Возможности реализации продукции в торговых точках были ограничены, при этом прямые поставки в 36 тыс. образовательных организаций страны – сохранились. По оценке Дмитрия Климишина, это позволило своевременно и полностью обеспечить школы учебниками и другими учебными материалами к 1 сентября.

По данным Олега Новикова, вице-президента Российского книжного союза, во время пандемии увеличилась читательская активность, прежде всего в интернете. Онлайн-продажи бумажных книг возросли на 30-40% к прошлому году, но это не компенсировало проблемы книжных магазинов. В России объем книжного рынка сократился, позиции страны в международном рейтинге ослабли. «По итогам года мы ожидаем, что рынок «просядет» к прошлому году примерно на 15%», – сообщил издатель.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ